24 июля 2024
Сокращение:
АСДМ - автоматизированная система деформационного мониторинга
Авторы:
Ященко Андрей Иванович, заместитель генерального директора ООО «Фирма Г.Ф.К.»;
Белый Андрей Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, технический директор ООО «К2 Инжиниринг»;
Никитчин Андрей Андреевич, кандидат технических наук, доцент, генеральный директор ООО «АЕМ ГЕО»;
Бернд Оттомар Хиллер, кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Фирма Г.Ф.К.».
Аннотация
В статье представлено описание практического решения проблемы обеспечения безопасной эксплуатации сооружений портовой и транспортной инфраструктуры на примере одного из действующих объектов подобного плана на Северо-Западе страны. Приведены сформулированные авторами определения и требования по мониторингу. Проиллюстрированы проблемы эксплуатации таких объектов. Даны конкретные практические предложения и описание действующей в течение нескольких лет системы мониторинга автоматизированного деформационного состояния сооружений. Сделаны выводы и заключения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мониторинг, объект транспортной инфраструктуры, портовые сооружения, геодезические методы, надежность эксплуатации.
Краткое содержание
Возникновение внезапных деформаций инфраструктуры гидротехнических сооружений порта приводит к авариям и экологическим катастрофам, таким как разлив топлива в Норильске в 2019 г. Как известно, мониторинг — это инструмент долгосрочных наблюдений, позволяющий значительно повысить точность, достоверность и эффективность системы контроля за деформациями и иными параметрами. Примерами использования их в современных реалиях являются различные объекты промышленно-гражданского и транспортного назначений, также как и гидротехнических сооружений и, в частности, портовых сооружений.. (подробнее читайте статью в формате pdf-файла)
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИЧАЛОВ
Природные и техногенные воздействия на причалы (причальную стенку) приводят к деформации ограждающих конструкций из шпунта Ларсен L607n, образованию «свищей» (расхождению- разрыву соединительных замков), разрушению соединительного пояса, разрыву дренажных мембран, вымыванию песчаного наполнителя, образованию скрытых полостей и деформаций поверхности причала, транспортных путей и т. п. Не обеспечиваются требуемый режим работы транспорта, трубопроводов, безаварийность работы персонала, сохранность жидкостей в емкостях.
Для снижения рутинных операций по деформационному контролю конструкций причала, повышения оперативности получения актуальной информации, своевременного принятия решений по обеспечению безопасности грузоперевалочных операций и эксплуатации инфраструктуры порта была разработана и затем реализована концепция АСДМ причала. АСДМ причала была спроектирована и выполнена на оптоэлектронном принципе измерения расстояния P в газовой среде на отражающую поверхность геодезической марки (знака).
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ, ВЫВОДЫ
Основные итоги статьи состоят в фиксации того, что система автоматизированного мониторинга работает штатно, нарушения в получении и передаче данных отсутствуют, система обеспечивает требуемую точность и периодичность измерений, позволяя прогнозировать деформационный тренд. Редкие нарушения в измерениях обусловлены исключительно внешними природно-климатическими и техногенными (человеческими) факторами.
В ходе эксплуатации системы были выявлены следующие недостатки, которые требуется устранить при дальнейшем тиражировании системы.
1. Более надежно защитить деформационные марки от техногенных воздействий.
В качестве решения этой проблемы в будущем предлагается изменить конструкцию укрытия марок таким образом, чтобы отражатель был полностью скрыт. Также необходимо сделать деформационные марки легко съемными. Для этого предлагается изменить крепление самой марки к укрытию (например, использовать разборный кронштейн или стандартный геодезический штырь Wild-Leica).
2. В межсезонье при резкой смене температуры стеклянный колпак — укрытие тахеометра — запотевает изнутри.
Чтобы избежать запотевания укрытия изнутри, необходимо выполнить (изготовить) технологические отверстия для обеспечения принудительной вентиляции.
3. Рекомендуется также пересмотреть форму укрытия для тахеометра с кубической на цилиндрическую. В таком случае исчезают «слепые зоны» в углах укрытия.
Решение вышеописанных нюансов предложенными способами позволит сэкономить на закупке дополнительных расходных материалов и сократить внеплановые дополнительные трудозатраты сотрудников на обследование и переустановку геодезической сети, закрепленной на объекте деформационными марками.